Корабль на вечном на приколе. Чем известен ракетный крейсер «Украина»
:focal(0.18:0.65):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xL3VrLWlrZS5qcGc.webp?w=1920)
Зарубежные военные заинтересовались ракетным крейсером «Украина». Этот ржавый корабль более трех десятилетий стоит у причала в Николаеве. Как получилось, что «убийца авианосцев» так ни разу не вышел в открытое море — в материале 360.ru.
Интерес к крейсеру «Украина»
Группы иностранцев зачастили на судостроительный завод в Николаеве. Гости постоянно бывают на ракетном крейсере «Украина», осматривают его. При этом судно никогда не покидало заводской причал, у которого ржавеет уже почти 35 лет.
Возможно, с крейсера хотят наконец вывести остатки вооружений и техники или же собираются организовать внутри корабля штаб. К судну даже протянули коммуникации. Однако точно сказать, с чем связан такой интерес к «Украине», пока нельзя.
Этот ракетный корабль — «близнец» затонувшего весной 2022 году флагмана Черноморского флота крейсера «Москва», который построили на 11 лет раньше.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xL2VuZ28tbmdnbi5qcGc.webp?w=1920)
История крейсера
Проект ракетного крейсера для Военно-морского флота СССР разработали в Северном конструкторским бюро Ленинграда. Это был четвертый и последний корабль проекта 1164 «Атлант» — два следующих судна, «Октябрьскую революцию» и «Адмирала Флота Советского Союза Горшкова», так и не построили.
Крейсер начали строить летом 1984-го на судостроительном заводе в Николаеве. Поначалу кораблю собирались дать имя «Комсомолец», но потом решили назвать «Адмирал флот Советского Союза Лобов».
Однако 11 августа 1990 года на воду спустили судно, готовое лишь на 75%: в умирающем Советском Союзе денег на армию уже не было. Так что крейсер просто оставили (читай — бросили) на причале завода. При этом судно вооружили ЗРК, противокорабельными пушками, торпедами, артиллерийскими системами и многим другим. Был даже вертолет.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xL2tyc3Itbmlra19ZWGNnZUg0LmpwZw.webp?w=1920)
Как крейсер стал «Украиной»
Осенью 1993-го корабль передали в собственность Украины и снова переименовали — на этот раз он стал «Украиной». Кстати, крейсер до сих пор считают самым крупным судном украинских Военно-морских сил за всю их историю. Но денег его на достройку не было, так что собранную команду расформировали, а крейсер оставили на прежнем месте.
Украина вспомнила про судно в 1997 году и объявила, что за ненадобностью готова его продать. Сунулись было к России, но та покупать не захотела. Предложили Индии и Китаю, но и эти отказались. К тому же, США запретили украинцам поставку военных технологий КНР, пообещав, как обычно, вступление в НАТО и экономическую помощь.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xL2Vuby1uZ25la3UuanBn.webp?w=1920)
В начале 1998 года тогдашний президент Украины Леонид Кучма принял решение о достройке крейсера. Его доделали, но только на 95%. Команду набирали и разгоняли еще дважды. Наконец в августе 2004-го на судно решили пускать экскурсии — пусть хоть как-то деньги приносит.
По данным украинских источников, в 2007 году для завершения строительства крейсера требовалось 30 миллионов долларов. Когда в 2010 году в Киеве встретились президент России Дмитрий Медведев и глава Украины Виктор Янукович, они смогли договориться о совместной достройке корабля.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xL2p1LXV5dS5qcGc.webp?w=1920)
При этом украинцы все-таки не оставляли надежды продать россиянам несчастный крейсер, который к тому моменту в официальных документах уже назывался «Корпус № 2011». В конце концов пришлось четко и прямо сказать: если и заберем, то только бесплатно! Но отдавать за так готовый на 95% военный корабль никому не хотелось.
Наконец к 2013 году россияне согласились купить корабль за миллиард рублей. Частичный ремонт крейсера должен был пройти на Украине, а вооружением боевое судно собирались укомплектовать уже в России.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xL2Vrci1wdHN1di5qcGc.webp?w=1920)
Крейсер и Майдан
После того как на Украине вспыхнул Евромайдан, новое, а главное — «честное», украинское правительство плюнуло на все договоры с Россией. Корабль решили быстро продать на сторону. Тем более что ВМС Бразилии выказали заинтересованность в приобретении крейсера и его последующей модернизации.
Прошло три года. Новый лидер Украины Петр Порошенко приказал снять с судна вооружение и предложить его на продажу на слом. Следующий украинский президент Владимир Зеленский летом 2019 года посетил Николаевский судостроительный завод и заявил, что не позволит распиливать крейсер.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xL3J0ZW4tdWt0cy5qcGc.webp?w=1920)
Однако уже через пару месяцев новый директор «Укроборонпрома» Айварас Абромавичюс объявил, что корабль таки продадут. Спустя еще два года Кабинет министров Украины снова принял ставшее уже традиционным решение демонтировать с крейсера вооружение, а затем или продать, или распилить судно.
Последние известия о многострадальном военном корабле долетали в 2023 году. Тогдашний министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что из крейсера сделают музей. Но не сейчас, а когда-нибудь потом, в мирное время. Новый глава Минобороны Рустем Умеров пока не предлагал никаких инициатив.