Всех под одну гребенку. Что такое интегральная оценка знаний и будет ли она эффективна

Педагог Корягина оценила идею введения интегральной оценки знаний школьников

Andrey Arkusha
Фото: Andrey Arkusha/Global Look Press

Президент России Владимир Путин поддержал идею главы СПЧ Валерия Фадеева о необходимости введения интегральной оценки знаний выпускников. Ее должны будут учитывать при поступлении в вуз. Глава Российской академии образования Ольга Васильева тоже оценила предложение положительно. Насколько инициатива будет эффективной, когда ее внедрят и будет ли это заменой ставшему привычным ЕГЭ — в материале 360.ru.

Что такое интегральная оценка знаний

По словам Фадеева, сейчас старшеклассники сосредотачиваются на тех предметах, которые выбирают для сдачи ЕГЭ. Остальные дисциплины ребята изучают ненадлежащим образом. В итоге молодежь не знает элементарных вещей — например, куда впадает Волга.

В Советском Союзе, напомнил глава СПЧ, такого не было как раз благодаря существованию аналогичного предложенному им критерия. Среднюю оценку высчитывали по итогам четверти и полугодия по каждому предмету.

«Я много раз повторяла, что итог обучения в школе — результат, которого ребенок достигает по всем предметам, а не только по тем, которые он выбрал для ЕГЭ», — отметила Ольга Васильева, комментируя идею Фадеева.

Интересно

Интегральная оценка знаний школьника — это средний балл по каждому школьному предмету.

В СССР интегральной оценкой школьников называли средний балл аттестата: сумму всех оценок делили на их количество, рассказала 360.ru доцент кафедра маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова Инга Корягина.

Фото: РИА «Новости»

«Он учитывался при поступлении в вузы наряду с баллами за подготовительные курсы. Дополнительных баллов он не давал. Просто вуз отбирал лучших абитуриентов на стадии приема документов», — отметила эксперт.

По словам педагога, в первую очередь учитывали баллы за внутренние экзамены в вузах. Все остальные нужны были, если абитуриенту не хватало половины и одного балла.

«Но даже их было сложно получить, потому что сертификат о посещении двухгодичных или годичных подготовительных курсов при вузах давал только половину бала при поступлении. Система отбора в советские вузы была как в спорте: побеждал сильнейший. Поэтому учились лучшие и справлялись со сложнейшей академической программой легко», — пояснила Корягина.

Она добавила, что средний балл аттестата учитывался при поступлении в вузы единожды — в 1972 году. Тогда это было экспериментом для отбора лучших абитуриентов.

Фото: РИА «Новости»

Насколько интегральная оценка знаний будет эффективной в российских школах

Для современной системы образования интегральная оценка знаний не нова. На основе среднего балла аттестата происходит зачисление в ссузы — колледжи и другие заведения среднего профессионального образования, рассказал руководитель департамента по научно-методическому сопровождению школьной программы Sun School Виталий Супруненко.

«С 2012 году отменили вступительные испытания на большинстве направлений СПО. Исключения составили творческие специальности и направления, требующие специальной физической подготовки», — уточнил эксперт.

Фото: РИА «Новости»

Применение в контексте высшего образования может иметь свои особенности, указал Супруненко:

Фото: РИА «Новости»

«Неясно, как будут коррелировать две эти системы между собой, если у выпускника высокая интегральная оценка, а медали нет. Все эти особенности заставляют нас осторожно подходить к предложенному нововведению», — отметил Супруненко.

По мнению Корягиной, при отсутствии экзаменов в вузах подобный критерий будет служить дополнительным средством отсеивания и выявления лучших умов.

К этому нововведению есть вопросы, рассказала 360.ru филолог и руководитель онлайн-школы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ Вероника Смолер.

С одной стороны, это справедливо, ведь возникает понимание, зачем учиться 11 лет. То есть не только ЕГЭ сдать, но и получить дополнительную оценку, что простимулирует разностороннее развитие личности.

Вероника Смолер

филолог

С другой стороны, есть нюансы. Например, людям с математическим складом ума сложно будут даваться гуманитарные науки и наоборот.

«Я читала статьи, которые пишут классные и профессиональные айтишники, в которых ничего непонятно. Они пишут с речевыми и стилевыми ошибками, на своем языке, очень много терминов. Но они знают свое дело», — сказала собеседница 360.ru.

Фото: Unsplash

В 10 и 11 классе ребенок выбирает предметы для сдачи ЕГЭ. Он концентрируется на них, а на остальные немного «забивает», добавила Смолер. Дети знают, что хорошие оценки по другим предметам никак не повлияют на их поступление в вуз, главное — получить максимально высокие баллы по выбранным на ЕГЭ. Родители разрешают это и даже поощряют.

«А теперь мы вводим странную оценку среднего балла, тем самым требуем от детей невозможного — быть лучшими по всем предметам. Фокус внимания будет рассеиваться. Я думаю, что интегральная оценка знаний будет малоэффективна, потому что школьников нагрузят дополнительно», — указала эксперт.

У старшеклассников и так все загружено, они стрессуют из-за ЕГЭ, а их заставят учиться еще усерднее. Это очень странная инициатива, и она накладывает груз на ребенка, добавила Смолер.

Фото: Freepik

Плюсы и минусы нововведения

Смолер подвела итоги сказанному. По ее мнению, плюсы интегральной оценки знаний школьников заключаются в следующем:

Фото: РИА «Новости»

Минусы нововведения:

«У всех разные когнитивные способности. Один рождается с логикой и умом, другой — с эмпатией, но в будущем будет хорош в налаживании межличностных отношений. А мы всех под одну гребенку ставим — даем средний балл, чтобы оценить, как хорошо человек проявляется во всех сферах», — пояснила филолог.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте