Новая стратегия образования в России. Можно ли обойтись без платных репетиторов?
Журналист Кононова: вместо отмены репетиторов школам нужно расширить штат
Новая стратегия образования в России позволит людям не нанимать репетиторов. По крайней мере, именно на это рассчитывают ее разработчики. Телеведущая 360.ru Елена Кононова оценила перспективы этой инициативы.
Далее — прямая речь.
Бесплатная подготовка к ЕГЭ
В правительстве России обещают, что платные репетиторы совсем скоро будут не нужны. Потому что в школах повысится качество образования, появятся бесплатные услуги, которые позволят не платить учителю со стороны.
Все это войдет в новую стратегию образования, которую собираются презентовать этой весной. В числе разработчиков стратегии — проректор ВШЭ Татьяна Васильева, которая разъяснила: никто не собирается запрещать онлайн-школы и репетиторов, речь лишь о том, чтобы предложить семьям бесплатные варианты, в частности для подготовки к ЕГЭ. А если у кого-то есть средства, чтобы оплачивать услуги самозанятых специалистов, пожалуйста, никто не запрещает.
Мнение родителей
Мои ровесники поголовно — отцы и матери подростков, максимально вовлеченные в учебный процесс. Они прокачаны до такой степени, что сами легко могут сдать ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому я решила спросить у них: мол, возможно ли такое, чтобы платные репетиторы не были нужны?
Мнения разделились, кто-то вспоминал школу в 90-е годы: редко у кого были репетиторы, и ничего. Пусть школа бесплатные занятия делает, хорошая инициатива!
Другие отнеслись скептически: мол, по сути, ничего не изменится. И вообще, если платный репетитор, к примеру, в школе не работает совсем, у него есть время осваивать новые методики. А школьные учителя зациклены на программе, замотаны, их дополнительных услуг не нужно.
А под конец опроса этой фокус-группы я услышала интересную историю отца, у которого сын учится в одной из московских школ. Привожу вам ее далее практически дословно.
Мой ребенок не понимает математику. А не понимает он ее еще с пятого класса, потому что учителя-предметники менялись каждый год. Мы наняли ему репетитора. Онлайн. Недорого — тысяча рублей. Репетитор был молодой, у него свой подход. Сын начал хоть что-то понимать. А учитель в школе перечеркивал его решения и говорил, что так решать нельзя. Хотя ответы совпадали!
Недавно наша школа предложила дополнительную услугу. Занятия в группах до пяти человек. Группы набирают по уровню знаний. То есть у учителя их несколько, таких групп. Мой ребенок — гуманитарий. Ему нужен особый подход. На уроках учитель не может тратить на него время: другие школьники не обязаны ждать, когда он вникнет в азы.
На внеурочных занятиях в школе с ним разбирают элементарные вещи. И это хорошо. Только наша учительница собрала всех родителей и очень серьезно сказала вот что: «Я больше не могу. Я хочу, чтобы у меня было время побыть с внуками. Администрация школы говорит, что я не могу отказаться от дополнительных групп, меня некем заменить. Я буду благодарна, если вы откажетесь от моих услуг. Я просто хочу после основных уроков уйти домой».
Решение проблемы
И знаете, я понимаю этого педагога, который отказывается от внеурочной нагрузки, пусть даже и оплачиваемой. Наступает момент, когда ты готов пожертвовать любыми деньгами, лишь бы провести время со своей семьей, заняться здоровьем.
На мой взгляд, улучшать систему образования за счет нагрузки на имеющийся педагогический коллектив точно нельзя.
Исходя из опыта моих знакомых, могу сказать, что чаще всего учителя уходят из школ и переходят на самозанятость и репетиторскую деятельность не потому, что зарплаты низкие. Нет. Они измотаны. Не выдерживают нагрузки. Решение напрашивается само собой: школам надо расширять штат. Но есть ли средства для этого расширения? А люди, которые действительно смогут вывести школьников на новый уровень, они есть?
Возможно, когда в марте обнародуют новую стратегию образования, вопросов будет меньше. Так что подождем.