ФБР заманивает россиян фотографией с Высоцким. Его сын против, а эксперты увидели скрытый смысл
ФБР разместило в Facebook рекламу с призывом к сотрудничеству и снимком Владимира Высоцкого. Почему он и часто ли бюро расследований прибегает к таким уловкам?
В качестве иллюстрации в ФБР взяли кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». В этой картине советский поэт сыграл капитана Московского уголовного розыска Глеба Жеглова. Под фото — фраза, написанная по-русски: «Место встречи изменить нельзя. Нам есть о чем поговорить. Мы тоже любим Высоцкого». А рядом — логотип ФБР.
Если нажать на рекламу, попадаешь на страницу местного отделения контрразведки ФБР. Там граждан призывают поделиться информацией для обеспечения государственной безопасности, причем как на английском, так и на русском языке.
«Если вы располагаете информацией, которая может помочь ФБР в выполнении поставленной перед ним задачи, просим обратиться в наше региональное отделение. <…> Вы сможете передать нам информацию в доверительной обстановке с соблюдением полной конфиденциальности», — написано в объявлении.
Почему Высоцкий?
До этого ФБР не использовало в своей рекламе образы таких популярных людей, как Высоцкий. В этот же раз американская служба решила сыграть на ностальгии русских мигрантов. Так считает бывший офицер службы психологических операций армии США Скотт Беннетт.
По мнению собеседника «360», реклама ФБР — скрытый психологический маневр. Его цель — втереться в доверие к гражданам.
«Мол, мы тоже любим Высоцкого! Высоцкий хороший, а значит, и мы тоже. Это психологическая операция в надежде на то, что им удастся найти для себя шпионов», — добавил Беннетт.
В том, что своей рекламой сотрудники бюро хотят привлечь к сотрудничеству именно русскоязычных американцев, уверен и полковник в отставке, военный эксперт Анатолий Матвийчук. Он напомнил, что в США сейчас много выходцев из России, а образ Высоцкого весьма узнаваемый, с его помощью можно «подавать психосоматические сигналы».
При этом Беннетт отметил, что поиск информации через Facebook не самый действенный. Большинство людей, живущих в США, с большим подозрением относятся к правительству и тому, что оно делает. Поэтому подобная реклама скорее вызовет отторжение, чем доверие, считает бывший сотрудник спецслужб США.
«Лучше всего действовать именно вживую, в прямом контакте с человеком. Лучшие способы добывания информации — подкуп людей, работающих в госслужбах или военной сфере, ЦРУ. Если это не работает, можно запугать человека судебными исками по какому-нибудь поводу, чтобы он пошел на сотрудничество. Метод кнута и пряника», — заключил собеседник «360».
Сын Высоцкого недоволен
Актер, кинорежиссер, сценарист и по совместительству сын Владимира Высоцкого Никита признался, что ситуация ему «не очень приятна». Он назвал использование фото отца в рекламе «глупостью» и «бестактностью». Ведь к самому поэту это не имеет никакого отношения.
В беседе с «360» Высоцкий-младший отметил, что хотел бы вмешаться в произошедшее и обсудить вопрос с юристами. «Но уже заранее понятно, что ситуация обреченная — судиться в США, с американцами, тем более с ФБР… Бессмысленно. Хотя каким-то образом свою позицию обозначить надо», — заключил Никита Высоцкий.
Вербуют с ошибками
ФБР не впервые публикует подобную рекламу на русском языке. Правда, и вопросы к объявлениям бюро у русскоязычных граждан тоже уже возникали.
В прошлом году ведомство опубликовало сообщения с предложением помогать американским спецслужбам. Тогда на снимке вместо советского актера красовалась дружная семья, а текст гласил: «Ради вашего будушего, ради будушего, вашй семъи!» (орфография и пунктуация сохранены). Судя по орфографии, американскому ведомству действительно необходимы русскоязычные сотрудники.