«Кошки похожи на людей». Почему все критикуют трейлер мюзикла Cats
В новогодние праздники выйдет экранизация знаменитого мюзикла Cats. Музыкальной истории кошек уже более 40 лет, ее с успехом ставили во многих странах, в том числе и России, причем везде в неизменном виде — с одинаковыми хореографией, декорациями и костюмами. Но когда вышел трейлер фильма, оказалось, что у постановщиков свой взгляд на эту историю. Так, вместо грима они использовали компьютерную графику, и многих зрителей это испугало. «360» рассказывает, почему так критикуют фильм еще до выхода и что о трейлере думают артисты московской постановки.
Кошки с нарисованными хвостами
В основу мюзикла лег сборник стихов Т. С. Элиота «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом». Для англоговорящих людей это такая же детская классика, как для русскоговорящих — стихотворения Маршака или Чуковского. Но не это произведение сделал мюзикл культовым.
Вообще, сюжет и драматическая составляющая Саts весьма просты. Раз в год племя кошек собирается на бал, чтобы выбрать, кто из них достоин вознестись на небеса и начать новую жизнь. Большая часть постановки — представление разных видов кошек: бродячих, домашних, забавных, милых, трагических, опасных. При этом благодаря хореографии и пластичности артистов кошачьи повадки всегда очень узнаваемы: ну действительно, все мы видели, как кошки вот именно так потягиваются, или чешут за ухом, или что-то замышляют в сторонке. Добавьте к этому чудесную музыку Эндрю Ллойда Уэббера, признанного классика жанра, и вот отличная постановка, которую любят и взрослые, и дети по всему миру. А кто не любит, тот как минимум знает песню Memory.
Теперь Cats станет фильмом. Оскароносный режиссер Том Хупер ставит его на больших экранах со звездным кастом — традиционно мужскую роль вожака стаи исполнит Джуди Денч, а с ней в команде — Идрис Эльба (ему петь не придется), Йен Маккеллен, Джеймс Корден, Тейлор Свифт и другие. Но трейлер насторожил зрителей: многие стали жаловаться на обилие графики, из-за которой кошки выглядят непропорционально, странно и пугающе. Фильм решили снимать, используя вместо грима и костюмов технологию захвата движений и CGI. И в трейлере это бросается в глаза. Создается ощущение, что в некоторых сценах танцорам «прикрепили» лица актеров. За сутки ролику поставили почти 10 тысячи дизлайков на YouTube против пяти тысяч лайков.
При этом у режиссера есть опыт работы с мюзиклами: Том Хупер уже ставил экранизацию «Отверженных». Там, правда, главную роль исполнил Хью Джекман, который пришел в Голливуд именно из мюзиклов. В новом фильме из звезд, причастных к танцам и музыке, будут поп-звезда Тейлор Свифт и финалистка American Idol Дженнифер Хадсон.
В ролике, посвященном съемкам, показана подготовка артистов — там большая команда профессиональных танцоров, а знаменитые актеры с упоением рассказывают, как важно для них было получить роль в такой постановке. И все-таки кажется странным, что в мюзикле, построенном на хореографии, решили сделать ставку на актерах, не умеющих профессионально танцевать.
«Смотрится страшно»
Большая часть критики трейлера связана с тем, как выглядят нарисованные кошками люди. И тут можно лишь напомнить, что в оригинальной постановке актеры тоже были переодеты. Между тем грим не смотрелся так искусственно, как графика — по крайней мере в том виде, какой нам показали в трейлере. Сравните с видеоверсией мюзикла, снятой в 1998 году — она считается классической и сделана именно в таком виде, в каком Cats идут на сцене.
Но одно дело — театр, а другое — кинематограф. «Когда зритель приходит в театр, он действительно воспринимает все образно. Люди играют кошек, и это нормально. Да, сделан грим, костюмы, и все способствует тому, чтобы все — особенно дети — погрузились в определенную театральную атмосферу, загадочную и сказочную», — рассказывает артист Александр Бабенко. В московской постановке он играл Мистера Мистофелиса — черного кота-фокусника.
В киноверсии, продолжает собеседник, магия театра пропала: «А здесь же в кино нам предлагают каких-то оборотней. То есть они смотрятся как оборотни. Кошки, которые ходят на задних лапах, или полулюди-полукошки с хвостами разговаривают по-человечески, поют, танцуют. Причем почему-то они не обаятельные и не красивые, на мой взгляд».
И действительно, обаяние свойственно большинству героев оригинальной постановки. Ну кому из зрителей не полюбилась шкодливая парочка Мангоджерри и Рамполтизера, которые тащат все, что останется без присмотра? И можно ли не поддаться харизме Рам Там Таггерра (а с такими котами вы наверняка встречались в жизни), который делает все наперекор: дашь ему рыбу — хочет курицу, впустишь с улицы в дом — а он тут же рвется наружу? Или вот кошка Дженни-Энни-Дотс, которая днями напролет спит и сидит без дела, а по ночам начинает строить всех мышей и жуков?
Обаяние оригинала — не единственное, чего лишен новый трейлер. Ролик вышел меланхоличным и грустным, тогда как мюзикл — веселый и очень забавный. Взять хотя бы историю про битву мопсов и шпицев, которую ехидно воссоздают кошки.
«Конечно, трудно судить по трейлеру обо всем фильме. Тем не менее очень многое уже понятно. Понятно, в каком ключе снят этот фильм. Очевидные вещи меня уже пугают, если сравнивать с киноверсией, — признается Александр Бабенко. — Вот это классический вариант знаменитого мюзикла Cats, который меня восхищает по сей день, работа артистов, грим, костюмы, музыка, хореография и вообще сама идея, я считаю, просто феноменальная. Создатели фильма попытались пойти куда-то дальше, с современным языком, с компьютерной графикой. И, на мой взгляд, они ушли не туда. Уже смотрится как-то страшно. То есть это и не люди, и не кошки».
Артист добавил, что особенно пугающими ему показались декорации — оформление улицы, на которой будет происходить основное действие. «На мой взгляд, это страшно. Я бы не рекомендовал нашим детям это смотреть. Конечно, если целиком смотреть [фильм], может было бы там за что-то зацепиться и похвалить, но я не уверен, что решусь пойти и посмотреть это целиком. Хотя было бы интересно посмотреть интерпретацию любимого мюзикла. Но я еще подумаю — после просмотренного трейлера осталось тяжелое ощущение», — заключил Александр Бабенко.
А надо было делать мультик?
Другой точки зрения придерживается Марат Абдрахимов. В московской постановке он сыграл Скимблшенкса — Дорожного кота. Его воодушевило то, что главные роли сыграли артисты старой театральной школы.
«Я очень тепло и очень трепетно отношусь к этому материалу. Меня совершенно не пугает, что это не грим, а новые технологии. Удалась работа или не удалась, сложно оценить по маленькому трейлеру. Однако то, что там заявлены потрясающие актеры, такие как Джуди Денч и Йен Маккеллан — старого театрального кота Гаса он играет — я уже точно знаю, что это будет хорошая работа, потому что это мастера старой английской театральной школы. У них не может быть плохо. Меня правда не пугает», — сказал артист «360».
Он вспомнил, что подготовка к постановке в театре была очень тщательной — труппа изучала поведение кошек, чтобы скопировать его. Естественно, приходилось рассчитывать и на условность театрального жанра. В кино же, говорит он, совершенно другие условия игры, и там уместны спецэффекты.
«Прошло достаточно много времени, более 20 лет, и люди хотят немного обновить. Они сделали новую версию, хорошая она или плохая — мы пока не знаем. Да, антропоморфно — а как бы их еще сделали? Просто кошками, которые пели? Это было бы странно. Это был бы мультфильм. <…> Идут вперед технологии, и пугаться такого, что они похожи на людей?.. Ну да, кошки похожи на людей», — заключил Марат Абдрахимов.