Водители скорых на Урале откажутся работать из-за низкой зарплаты. Но их маленький бунт не заметят
В Екатеринбурге готовится забастовка водителей скорой помощи. Сотрудникам трех подстанций предложили оформиться как ИП — с меньшим заработком, без больничных и оплачиваемых отпусков. Люди не согласились, они и так получали по 22 тысячи в месяц. Работодатель ответил, что наберет новых, а местные власти фактически закрыли на конфликт глаза.
В ночь на 1 февраля 67 водители трех подстанций скорой помощи Екатеринбурга не выйдут на работу. Как написал на Рikabu один из них, под ником Skorovo3, три городские подстанции находятся на аутсорсе. Прежний концессионер платил 22-23 тысячи рублей в месяц, оплачивал отпуска и больничные. С февраля работодателем станет пермская «Феникс-Логистика». Ее руководство предложило водителям стать ИП или самозанятыми. Зарплата, соответственно, упадет, оплачивать больничные и отпуска никто не будет.
Водитель Александр рассказал kр.ru, что им предложили увеличить зарплату до 30 тысяч в месяц. Но после всех выплат на руки получалось бы меньше, чем раньше. Люди готовы работать даже как ИП, если зарплату увеличат до 50 тысяч. Но руководство не соглашается.
В беседе с e1.ru владелец «Феникс-Логистики» Евгений Фридман рассказал несколько иную версию событий. Водителям предложили работать по прежней схеме со старыми зарплатами. А на вопрос о прибавке предложили оформить самозанятость.
«За год они заработают больше, тут и отпускные, которых, как они говорят, нет, и больничные. Если водитель приходит болеть — нам такой водитель, грубо говоря, не нужен, который будет постоянно болеть. Мы это все озвучили, они сказали, что хотят 25 тысяч получать, но на трудовых договорах», — сказал бизнесмен.
Аутсорс скорых — плохой опыт
Депутат Госдумы Дмитрий Ионин, узнав о проблемах водителей, приехал в Екатеринбург вместе с коллегой Андреем Альшевских. По данным Горздрава, город будет платить концессионеру 385 рублей в час за машину. Водитель будет получать всего лишь 145. Это меньше, чем в Екатеринбурге получают таксисты из небольших компаний.
О «Феникс-Логистике» он знает не понаслышке. Раньше компания работала в Перми, где люди также бастовали. А в Копейске Челябинской области водители жаловались, что не получают зарплату и деньги на топливо. Урегулировать ситуацию смог новый губернатор — он отказался от системы аутсорсинга скорой помощи и вернул все, как было раньше. Решить проблему в Екатеринбурге, убежден депутат, можно только таким же образом.
Ионин не исключил, что у «Феникса» есть высокий покровитель, который помогает заходить и работать в регионах. А водители скорых и так получают маленькие зарплаты, чтобы их еще урезали.
Экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман отметил, что на посту главы был против аутсорсинга в скорой. Город с этой функцией справляется, способен покупать машины, обслуживать подстанции, машины. И передавать важнейший момент жизнеобеспечения в частные руки нельзя. Проблемы водителей с концессионерами, добавил он, назрели давно. Но сейчас, когда людей переводят на «скотские условия», городским властям пора вмешаться.
«Город должен распределить водителей по подстанциям, докупить машины. Но у города забрали все полномочия, касающиеся медицины. Это сейчас прерогатива региона. Самоуправление находится в подавленном состоянии, и принимать какие-то решения им достаточно сложно», — пояснил он.
Вмешательство города
Разрешить ситуацию способен глава Екатеринбурга Александр Высокинский, но никаких действий он пока не предпринимает. К слову, от беседы с «360» градоначальник отказался.
А в Минздраве не стали разговаривать с депутатами. Региональный министр Андрей Цветков уехал открывать ФАП, заместители тоже куда-то разъехались. Парламентарии уже отправили депутатский запрос земляку — главе Минздрава Михаилу Мурашко. Ближайшее время обратятся к губернатору Свердловской области.
«Вопрос будет разрешаться после вмешательства федерального министра здравоохранения и губернатора. К сожалению, на местном уровне, похоже, все как-то пытаются заболтать, замолчать, убедить людей. Но надо же и обратную сторону обсуждать. А то просто говорят: „Этого не делайте и терпите“», — заключил Ионин.
Люди без скорых не останутся
Сейчас в Екатеринбурге идут переговоры с водителями. Но люди боятся, что передача скорой помощи в частные руки ухудшит и без того нелегкую и малооплачиваемую работу водителей и медперсонала. Протест шоферов может кончиться плачевно. Депутаты убеждают водителей не выходить на забастовку, опасаясь, что кто-то из екатеринбуржцев может из-за этого умереть, не дождавшись медпомощи.
«Недовольство страшно большое. Вы понимаете, частная скорая. Поступил вызов, надо ехать, человека забирать, а частник подумает: „Я бензина больше прокатаю, не поеду“ — и все. И человек умирает», — сказал депутат Госдумы Дмитрий Ионин, который родился в Екатеринбурге.
Однако, как пояснили в региональном Горздраве РИА «Новости», на аутсорсе работает только три из 13 подстанций. Поэтому без неотложек горожане не останутся. К тому же в ведомстве уверены, что 1 февраля все машины выйдут на линию. А будут ли сидеть за рулем старые водители, или «Феникс-Логистика» наймет новых, по сути, неважно, это только вопрос трудовых взаимоотношений. На качестве медпомощи это не скажется.
«Формат разнится — кто-то говорит, что это будет как итальянская забастовка — водители на работу выйдут, но будут относиться к своим обязанностям сугубо формально. Кто-то говорит, что они совсем не выйдут на рейс», — добавил депутат Ионин.
Бунта не боится и новый работодатель шоферов. Сейчас на компанию трудятся около 600 водителей, найти временную замену забастовщикам не проблема. А затем можно спокойно найти постоянных шоферов. Поэтому для города катастрофы не будет. Водители сами делают свой выбор.