Атомные ледоколы России. Какие суда бороздят льды северных морей
Губернатор Мурманской области показал ледокол «Ленин» в новом свете
Атомный ледокольный флот России отметил свое 65-летие. Он по-прежнему держит пальму первенства: таких больших и быстроходных судов нет ни у кого в мире. А в недалеком будущем появятся атомоходы еще более высокого класса. Читайте подробности в материале 360.ru.
Новый атомоход ушел на испытания
Россия отпраздновала 65-летие своего атомного ледокольного флота. Сегодня это семь мощных судов: новейшие универсальные атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Урал», а также «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач».
Незадолго до праздничной даты серийный универсальный атомный ледокол «Якутия» покинул достроечную набережную Балтийского завода и отправился на ходовые испытания в Финский залив. Там будут проверять все ключевые системы и механизмы судна.
Ледокол «Якутия» заложили 26 мая 2020 года для госкорпорации «Росатом». Тепловая мощность каждого из его реакторов составляет 175 мегаватт, срок их службы — 40 лет. Судно передадут заказчику до конца этого года.
Атомный ледокол «Ленин»
«Ленин» был не только первым советским атомным ледоколом, но и вообще первым в мире судном с ядерной силовой установкой. Его заложили летом 1956 года на Ленинградском судостроительном заводе.
Более 500 предприятий СССР специально для атомохода создали 76 новых типов механизмов и 150 образцов оборудования. Судовые турбины делали на Кировском заводе, главные турбогенераторы — на Харьковском электромеханическом, гребные электродвигатели пришли с ленинградского завода «Электросила».
Пока ледокол строили, с новой машиной успели познакомиться многие зарубежные гости, в том числе и занимавший тогда пост вице-президента США Ричард Никсон. Судно спустили на воду 5 декабря 1957 года. Спустя два года проверок и испытаний его передали Министерству морского флота СССР.
За свою карьеру «Ленин» под руководством капитана Бориса Соколова провел за собой более двух тысяч судов, прошел тяжелые льды в Чукотском море, доставил на льдину возле острова Врангеля экспедицию и построил дрейфующую полярную станцию «Северный полюс — 10».
Команда ледокола установила на кромке многолетних льдов 16 дрейфующих автоматических радиометеостанций, самая северная из них располагалась за 80-й параллелью, и работать пришлось в условиях полярной ночи. В 1974 году судно наградили орденом Ленина.
После 30 лет беспорочной службы атомоход отправили на покой. В 1989 году его вывели из состава флота и поставили на вечную стоянку рядом с морским вокзалом Мурманска. Сегодня атомный ледокол «Ленин» — корабль-музей.
В этом году ледокол засиял новыми красками, о чем в своем Telegram-канале сообщил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
«В честь 65-го юбилея установлена подсветка по всему корпусу судна. Гордимся его славной историей!» — написал он.
Атомные ледоколы проекта 22220
Современные российские атомные ледоколы проекта 22220 стали частью программы «Основы государственной политики страны в Арктике на период до 2035 года». Главная задача этих судов — обслуживание Северного морского пути и проведение различных экспедиций в Арктику.
Использование переменной осадки позволило атомоходам этого проекта одинаково эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек. Эти суда — самые большие и самые мощные ледоколы в мире.
Ледокол «Арктика»
Головным судном флота ледоколов проекта 22220 стал атомоход «Арктика». Его начали строить в 2012 году на верфи «Балтийский завод» и спустили на воду летом 2016 года. В 2020-м в рамках приемо-сдаточных испытаний судно достигло Северного полюса, преодолев льды толщиной до трех метров.
Ледокол «Арктика» способен на неограниченное плавание. Это самый мощный и самый быстрый ледокол в истории мирового кораблестроения. Толстые полярные льды он бороздил со скоростью около трех узлов (пять с половиной километров в час), по чистой воде шел почти в восемь раз быстрее. Срок эксплуатации судна — 40 лет.
Всего запланировано строительство пяти атомоходов этого класса. На всех судах предусмотрены удобства для экипажа: бассейн, сауна, кино, тренажерный зал, бар, ресторан, библиотека и волейбольная площадка. Также ледоколы могут нести на себе по два вертолета.
Помимо «Арктики», уже сданы «Сибирь» и «Урал», а также вышеупомянутый ледокол «Якутия». Последним достраивается «Чукотка» — это судно по плану должны ввести в строй в 2026 году.
Будущие атомоходы России
Сегодня уже идет строительство атомного ледокола проекта 10510 класса «Лидер» (ЛК-120Я) — его закладка состоялась 5 июля 2021 года. Это универсальное двухосадочное судно мощностью 120 мегаватт с ядерной силовой установкой. Управлять машиной будет экипаж из 127 человек.
«Лидер» в два раза больше, чем его существующие «коллеги». Он сможет преодолеть льды до пяти метров толщиной. По чистой воде ледокол будет двигаться со скоростью 24 узла, или 48 километров час.
Некоторые источники утверждают, что цена одного судна превышает 127 миллиардов рублей. Предполагается, что атомоход достроят к 2030 году. Первый такой ледокол назовут «Россия».
Путешествия на атомном ледоходе
Желающие увидеть в деле отечественные атомные ледоколы могут отправиться в круиз на Северный полюс на атомоходе «50 лет Победы». Его спустили на воду в 2007 году. Это довольно современное и надежное судно, которое полностью обустроено для длительных и комфортных путешествий.
Ледокол стартует из Мурманска и побывает на архипелаге Земля Франца Иосифа. Там можно будет рассмотреть колонии полярных птиц, белых медведей и моржей. Гостям обещают четырехразовое питание в ресторане, два бара, магазины, библиотеку, кинозал, бассейн, сауну и площадки для занятий спортом.
Цена за все это великолепие — чуть меньше трех миллионов рублей в каюте типа «Стандарт», самым дорогим будет «Люкс Арктика» — чуть больше пяти миллионов. Билеты до и из Мурманска в эти суммы не включены, прачечную, бар, питание на берегу и спутниковый телефон (если потребуется) тоже придется оплачивать отдельно.